Памуккале (в переводе «хлопковый замок»).
Природный объект в провинции Денизли на юго-западе Турции. Это скопление уникальных горячих источников с высокой концентрацией оксида кальция, позволяющих лечить целый спектр заболеваний. В него входят 17 геотермальных источников с температурой воды от +35 до +100 °C и водоемы-террасы, образовавшиеся из травертина. Знаменитые белоснежные каскады курорта – не просто популярная достопримечательность, целебная сила вод Памуккале известна уже как минимум 4 века. А наиболее знаменитые залежи травертина находятся в Тиволи и Гуидония-Монтечельо в Италии, где расположены самые старые карьеры, известные еще с Римских времен, например карьер Бернини.
Амфитеатр в Аспендосе.
Всего в 30 минутах езды от Анталии находятся знаменитые развалины древнего Аспендоса – города с почти 20-вековой историей. Есть две легенды о происхождении Аспендоса. По одной из них, этот город построили ахейцы вскоре после победы над Троей. Другая версия говорит о том, что первыми на эту землю ступили аргонавты.
Одной из самых известных достопримечательностей Аспендоса является древний амфитеатр. Он представляет собой постройку, следующую эллинским традициям: 50 тысяч зрительских мест, расположенных полукругом по отношению к сцене, наверху – большая галерея с 59-ю арками. В древности это здание украшали мраморные скульптуры и резные орнаменты. Загадка совершенной акустики здесь не разгадана до сих пор, но выдающийся звуковой феномен и сегодня привлекает в Аспендос многочисленных музыкальных исполнителей. Здесь нередко проводятся фестивали и конкурсы исполнительского мастерства, сюда съезжаются меломаны со всех стран мира.
Крепость Румели Хисар.
Румельская крепость расположена на берегу Босфора в европейской части Стамбула. Она была построена в 1452 году на месте византийского оборонного сооружения по приказу Султана Мехмеда Фатиха в рекордные для того времени сроки. Ежедневно тысячи рабочих вручную поднимали на стены строительный материал и за 4 месяца и 16 дней выросли стены семиметровой толщины. Среди трех основных башен самая большая – северная башня в 9 ярусов. Её высота составляет 28 метров и диаметр – около 23 метров. Кроме основных башен укрепления усилили наблюдательными башнями и соединили дополнительными стенами. Единственный корабль из Венеции, решивший проверить заслон на прочность, был потоплен несколькими залпами орудий. Гарнизон с пушками и воинами-янычарами не оставляли надежды противнику. Само укрепление имело все необходимое для автономного существования: деревянные постройки для солдат, религиозные учреждения, столовые и хранилище с запасами воды и еды. Размах строительства и качество сооружения можно оценить и сегодня. Напротив крепости Румели Хисар, на противоположном берегу Босфора, в те времена находилась крепость Анадолу Хисары. Оба сооружения полностью перерезали путь между Мраморным и Чёрным морями. Это придавало крепости Румели Хисар важное стратегическое значение и способствовало осаде Константинополя. После строительства крепости проплыть Босфор стало невозможным. Узкое место между крепостями, да и саму крепость прозвали «перерезанным горлом». Спустя год после постройки крепости Султан Мехмед Фатих завоевал Константинополь, так как крепость султан расположил у самой узкой части Босфорского пролива, город был отрезан от Черного моря и не мог получить помощи. После падения Константинополя крепость служила некоторое время таможенным контрольно-пропускным пунктом. За свою историю она несколько раз страдала от землетрясений, но её заботливо восстанавливали. В XVII веке здесь располагалась тюрьма, а в XVIII столетии пожар повредил некоторые детали, но толщу стен и башен одолеть не смог. Султаном Селимом III были проведены восстановительные работы, но уже в XIX веке Румели Хисар была заброшена. Поворотным для нее стал 1953 год, когда начался пятилетний период реставрации. Было замечено, что качество каменной кладки настолько высоко, что старинные участки, пережившие пожар, разрушаются медленнее, чем более новые. Тайны османских строителей по использованию растворов, связывающих промежутки, до сих пор разгадывают. Архитектор Мюслихиддин так вписал проект в рельеф, что крепость со стороны Босфора грозно выступает над водой и сегодня. Со стен этого фортификационного сооружения открывается живописный вид на расположенные на противоположном берегу деревню Анадолу Хисары, развалины одноимённой крепости и пролив Босфор. Внутри крепости с 1960 года работает Музей Артиллерии, а в летнем открытом театре проходят фестивали и концерты. А так как турецкие власти не слишком озабочены безопасностью посетителей, то можно свободно карабкаться и заглядывать во многие места сооружения и почувствовать себя участником тех далеких событий.
Долмабахче.
Дворец османских султанов в Стамбуле, расположенный в живописном месте на европейском берегу Босфора. Строился дворец с 1842 по 1853 годы. Причина его появления – каприз правителя Турции султана Абдул-Междида I: прогрессивный монарх тяготился громоздким и тяжёлым архитектурным наследием предшественников – дворцовым комплексом Топкапы, и пожелал иметь собственный дворец, способный соперничать в изысканности с европейскими резиденциями XVIII века. Султану этот замысел удался с большим успехом – блестящий стиль барокко обрёл на берегах Босфора особый шарм. До XVII века в этом месте был неглубокий залив, где базировался флот. В середине XVII века залив засыпали и организовали парк. С тех пор эту местность стали назвать Долмабахче – «насыпной сад». Чуть позже на этом месте появился деревянный прибрежный дворец Бешикташ. В 1843 году деревянный дворец снесли и стали строить огромный дворцовый комплекс. Дворец Долмабахче – самый «нетурецкий» дворец в Стамбуле. В качестве архитекторов выступали армяне из семейства Бальянов. Среди основных достопримечательностей – люстра из богемского стекла весом почти в пять тонн, подаренная королевой Викторией, и собрание картин Айвазовского, которые художник исполнил по заказу султана. На украшение Хрустальной лестницы и прочих интерьеров ушло 14 тонн золота, а общая стоимость строительства превысила пять миллионов золотых фунтов. Большой дворец Долмабахче состоит из трёх частей: Государственных апартаментов, Церемониального зала и Гарема. В первых залах султан осуществлял функции главы государства, комнаты гарема предназначались для личной жизни правителя, а Церемониальный зал служил подобием связующего звена между двумя сторонами одной личности. Всего же во дворце 285 комнат и 44 зала приёмов, что красноречиво свидетельствует о размахе Османской империи и замыслов Абдул-Меджида.
За несколько десятилетий дворцовый комплекс, первоначально скромный по размерам, разросся до того, что занял 45 тыс. кв. метров. Помимо самого дворца в дворцовом комплексе были построены вспомогательные помещения: мельница, конюшня, птичий двор, кондитерский цех, кухня. Они располагаются через дорогу от дворца, чтобы запах не мешал султану. В 1895 году возвели башню с часами, высота которой 27 метров. Часы на башне идут до сих пор. Частью дворцового комплекса была и мечеть Долмабахче, построенная в стиле барокко.
На территорию дворцового комплекса Долмабахче, фасад которого растянулся на 600 метров вдоль моря, ведут 12 ворот. Возле входа в ворота Сокровищ – почетный караул, смена которого происходит каждый час.
В числе заслуживающих самого пристального внимания зданий дворцового комплекса Долмабахче – изящный персиковый павильон Айналыкавак с резными наличниками; нереальной красоты сказочные павильоны Ихламур; шале-дворец Йылдыз; павильоны Маслак и Бейкоз, роскошный летний дворец Бейлербей, а также морской особняк Флория Ататюрк и дом Ялова Ататюрк. Церемония открытия дворца была приурочена к окончанию Крымской войны 1856 года. С тех пор дворец Долмабахче стал официальной резиденцией султанов. Всего здесь проживало шесть турецких султанов. После падения монархии и до 1938 года в нем жил и работал основатель Турецкой республики и первый её президент Ататюрк. После его смерти дворец стал музеем вплоть до сентября 2007 года, когда турецкий парламент снова вернул ему политическую функцию, сделав Долмабахче официальной резиденцией премьер-министра в Стамбуле.
Памятник Ататюрку в Анталье.
Мустафа Кемаль Ататюрк – известный политический и государственный деятель, военачальник, основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции, первый президент Турецкой Республики. В Анталье в 1933 году был открыт памятник в его честь. Памятник расположен в самом центре, на площади Республики. Ататюрк восседает на коне в окружении народа. Мощные мужские и женские торсы, сильные тела и руки, устремлены в светлое будущее в едином порыве. В Турции Ататюрк почитается как военачальник, сохранивший независимость страны, и как великий реформатор.
Дворцово-парковый комплекс Йылдыз.
Служил главной резиденцией османских султанов со времён Абдул-Хамида II (1876-1909). В состав этого прекрасного комплекса входит несколько дворцов, среди которых прекрасный дворец-шале, знаменитый своей перламутровой комнатой, Мальтийский павильон, придворный театр, керамическая фабрика, мечети и живописный парк. Главная гордость парка – роскошный дворец Йылдыз, что в переводе с турецкого означает «Звездный дворец» – сияет подобно звезде. Внутреннее пространство дворца организовано из трёх частей, появившихся в разные годы. Первая часть была построена в 1880 году, позднее к ней пристроили жилые помещения и залы, после чего в 1898 году возведением третьей части строительство дворца было завершено.
Дворец Йылдыз не похож на многие другие султанские дворцы Стамбула. Он отделён от основной части парка высокой оградой, имеет собственный парк с великолепным прудом и он не имеет разделения на женскую и мужскую половины. Он представляет собой длинное белоснежное здание, в котором нашли воплощение элементы различных стилей – от европейского классицизма до восточного барокко. Дворец удивляет роскошью и великолепием своих залов, в которых каждая деталь свидетельствует о богатстве и могуществе османских правителей. Этажи соединяют роскошные мраморные лестницы. Потолок самого роскошного из дворцовых помещений – церемониального зала – украшен россыпью золотых звёзд, а пол укрыт шёлковым ковром ручной работы площадью 400 кв. м.
Кроме роскошных интерьеров, дворец может похвастаться невероятно красивым парком, который получил свое название от названия дворца – Йылдыз. Парк засажен экзотическими деревьями и цветами и украшен искусственными прудами и фонтанами. Особенно красив этот парк в апреле, когда в нем расцветают тысячи тюльпанов, переливаясь в лучах солнца разноцветными красками. Когда-то этот парк, густо заросший лавровыми деревьями, служил местом отдыха турецких султанов, позднее здесь начали сооружать дворцы и виллы, а теперь это единый дворцово-парковый комплекс. После падения империи, дворцово-парковый комплекс Йылдыз использовался как элитный игорный дом. Позже его залы были отданы для проведения конгрессов и деловых встреч на высоком уровне. Некоторое время он служил местом, где принимали высокопоставленных иностранных лиц. С 1994 года дворец Йылдыз функционирует как общедоступный Городской музей, в котором представлена живопись, предметы быта и изделия из стекла и фарфора XVIII-XIX столетий. Этот комплекс настолько обширен и прекрасен, что на его осмотр можно потратить не один день.
Музей мозаик Большого дворца.
Музей мозаик появился в 1953 году в Стамбуле. В обширной коллекции музея хранятся знаменитые мозаики, обнаруженные в тридцатых годах прошлого века в районе рынка Араста. На месте заброшенных зданий проводились строительные работы. В результате была сделана неожиданная бесценная находка: археологи обнаружили остатки масштабной структуры. После длительных и тщательных раскопок выяснилось, что найден перистиль константинопольского дворца византийских императоров, а также части колонн коринфского ордера. Однако основное внимание археологов привлекли отлично сохранившиеся мозаики, служившие украшением величественного дворца и портика в крытой галерее. Как правило, мозаики выкладывались на дренажный слой из битой керамики, толщиной до полуметра. Интересно, что изоляционный слой под полом обнаруженного перистиля состоял из колоссального числа разбитых глиняных амфор, в которых в древний Константинополь отовсюду привозили вино и масло. После засыпки дренажа грунтом из смеси песка, глины и древесного угля, производилась тщательная утрамбовка. Затем в прямоугольные формы выливался раствор цемента, на который выкладывались кубики из мрамора, стекла, глины и терракота различных цветов. Кстати, на один квадратный метр обычно приходится до пятидесяти тысяч таких крошечных разноцветных кубиков. Общая площадь обнаруженных мозаик составила 2 000 кв. м. Эта находка легла в основу стамбульского музея мозаик, который был открыт прямо на месте археологических раскопок. Первое здание музея было деревянным. Из-за довольно резких температурных перепадов и влажности за несколько лет демонстрации в музее мозаики пострадали гораздо больше, чем за все века своего подземного существования. В 1987 году был сдано новое, капитальное здание музея. А в 2012 году оно было отреставрировано и улучшена система вентиляции и кондиционирования. Сегодня в экспозиции музея представлены самые разные фрагменты найденных "полов". Можно увидеть фрагменты небольших размеров около одного квадратного метра, можно громадные, со сторонами, исчисляемыми в шесть метров. Всего в музее насчитывается девяносто жанров мозаики, которые описывают повседневную жизнь Византии. В основном это картинки бытового характера: сцены охоты, детские забавы, изображения будничных хлопот; но есть и более экзотические сюжеты: мифические и необычные животные, воинственные состязания диких животных. Вот лев пожирает ящерицу, вот женщина заботливо кормит грудью младенца, а здесь прекрасная нимфа держит амфору. Каждая мозаика представляет собой настоящее произведение искусства. Надо отметить высокий реализм в изображении жанровых сцен, которые были достигнуты благодаря необыкновенному таланту и мастерству древних декораторов.
Галатская башня.
На высоком холме европейской части Стамбула, среди хаоса жилых кварталов, гордо возвышается один из основных символов Стамбула, который видно почти со всех точек центральной части города. История Галатской башни началась в VI веке н. э., когда по приказу византийского императора Анастасия был построен деревянный маяк, который служил своеобразным ориентиром для мореплавателей и торговцев, входящих в неспокойные воды пролива Босфор. После взятия города, султан Мехмед Завоеватель милостиво отдал слишком удаленный для управления район Галата на откуп генуэзцам. Трудолюбивый народ возводил причалы и верфи, добротные склады и жилые дома, которые окружала крепостная стена и глубокий ров. А в 1348 году генуэзцы перестроили маяк в камне и нарекли Башней Христа, дошедшей до наших дней. Её размеры поражали воображение: высота – 70 метров, толщина стен – около 4 метров, а диаметр – 16,5 метров. Любопытно, что общий вес сооружения составлял более 10 000 тонн. Время шло, а вместе с ним постоянно трансформировались как архитектура, так и цели использования сооружения. По приказу Султана Селима III был удален остроконечный купол – так Галатская башня потеряла семь метров в высоту. В середине XIX века заменили крутую деревянную лестницу на винтовую. В период правления султана Мурада III (1574-1595) в башне была обсерватория. В XVIII веке башня использовалась как пожарная каланча, с которой оповещали о начинающихся пожарах в городе. В дальнейшем, учитывая огромную толщину стен, как тюрьма. В 1632 году башня стала отправной точкой для одного из самых первых полётов в истории. Учёный по имени Хезарфен Ахмет Челеби спрыгнул с башни на самодельных крыльях, перелетел через Босфор и благополучно приземлился в азиатской части города. В 1967 году произвели реконструкцию Галатской башни. Над сооружением вновь возвели остроконечный купол. Чуть позже в башне установили два лифта. Сейчас Галатская башня работает как музей. На восьмом этаже находится ресторан с национальной кухней, на девятом этаже ночной клуб, а на самом верху – открытая смотровая площадка, с которой открывается круговой обзор на всю центральную часть турецкого мегаполиса. Это средневековое сооружение вознаграждает поднявшихся наверх башни смельчаков незабываемым панорамным видом на Стамбул и его достопримечательности, в том числе собор св. Софии, мечеть Султанахмет и знаменитый Золотой Рог, разделяющий европейскую и азиатскую части города. Особенно романтичным бывает посещение этой достопримечательности города вечером, в момент заката Солнца.
Гранд Базар (по-турецки Капалы Чарши).
Самый знаменитый рынок Стамбула и один из крупнейших крытых рынков на планете площадью 30 700 квадратных метров. Это настоящий город в городе, причем с богатейшей историей. Основная часть рынка была выстроена в 1453 году из дерева, но её не миновали пожары. Капалы Чарши неоднократно перестраивался и расширялся. После землетрясения 1894 года была осуществлена грандиозная реконструкция базара. Однако уже в 1954 году снова случился пожар, восстановительные работы после которого длились около 5 лет. В результате Гранд Базар обрел свой нынешний вид.
В Капалы Чарши имеется 18 ворот. Самыми примечательными являются центральные ворота Нуруосманийе, на которых написано: «Бог милует того, кто посвящает себя торговле». Более 4 000 магазинов расположено на 66 улицах, в которых можно приобрести удивительные турецкие старинные вещи: красивые предметы мебели, медные изделия, перламутровые зеркала, инкрустированное оружие, иконы, подсвечники, старинные монеты, золотые и серебряные украшения и множество других драгоценностей.
Гранд Базар также включает в себя 2 мечети, 4 фонтана, 2 хаммама, 40 гостиниц, 1 школу, рестораны, жилые помещения и даже кладбище, но основой всего базара служат два бедестана – Внутренний и Сандаловый. Это крытые части рынка, вокруг которых при Мехмеде II в 1453 году начал разрастаться Гранд Базар. Внутренний бедестан считается сердцем Гранд Базара и его главной сокровищницей. Именно в этой части Базара можно лучше всего проникнуться романтикой старого Стамбула. Ежедневно Капалы Чарши посещает свыше полумиллиона посетителей и туристов.
Долина Дервент, Долина Воображения или Розовая Долина.
Находится в 10 минутах езды от Гёреме. В этой долине нет человеческих построек, храмов, крепостей и даже пещер. Сюда приезжают не ради развлечения или ярких достопримечательностей. Долина Дервент славится своим уникальным пейзажем, который состоит из множества различных скальных образований, сформировавшихся много лет назад благодаря воздействию вулканов, ветра, солнца и дождей. Посетители могут легко различить в здешних скалах фигуры животных, людей и всевозможных предметов. Визитной карточкой Дервента является фигура верблюда, состоящая из трех холмиков, которые образуют шею с головой и два горбика. Также отчетливо различимы фигуры змеи, тюленей и дельфинов.
На закате долина Дервент приобретает особенно невероятную атмосферу. Заходящее солнце, розовый туф и причудливые формы заставляют почувствовать что-то неземное, словно вы очутились на другой планете.
Аквариум в Анталье.
Был открыт для посетителей 15 августа 2012 года. Расположен аквариум в районе Коньяалты. Внешнее убранство и декор аквариума были разработаны итальянским скульптором Бенедетти. Анталийский аквариум занимает площадь в 12 000 кв.м. Центральной экспозицией является затонувший корабль, который имеет 20 метров в длину. Общий объем водного резервуара составляет 5 миллионов литров.
Анталийский аквариум – это необыкновенный подводный мир, который знакомит со своими обитателями – 20 тысячами видов различных рыб и других подводных жителей океанов и морей, рек и озер.
Помимо морской территории в аквариуме находится развлекательный центр, который предлагает различные мероприятия для детей и взрослых. Особенно интересен павильон "Снежный мир". Для туристов, которые желают посетить его предусмотрены теплые костюмы. Катание с горок, возможность слепить фигуры из снега и поиграть в снежки оставит массу впечатлений. На территории имеются кафе и рестораны, где можно отдохнуть и поесть, а в магазинах приобрести памятные сувениры и подарки.
Памятник Солдату в Коньяалты.
В районе Коньяалты в микрорайоне Хурма находится памятник, посвященный солдату. На протяжении многих столетий образ солдата приковывал к себе большое внимание, потому что солдат – это защитник Родины. Солдатам, отдавшим жизнь за правое дело, всегда возводятся памятники. Деятели литературы и искусства воспевают героизм солдата в своих произведениях. Он является героем многочисленных художественных произведений, песен, легенд, сказок, баллад. И в Коньяалты, на одной из центральных улиц, возле красивого детского парка, воздвигнут памятник солдату. Старшее поколение, гуляя с детьми в парке, рассказывает о солдате, стоящем на постаменте, который олицетворяет погибших в бою героев, выполнявших свой долг.
Русский парк в районе Коньялты близ Антальи.
В районе Коньяалты, в микрорайоне Лиман находится Русский парк, который был открыт в апреле 2013 года и посвящен русско-турецкой дружбе. В районе Коньяалты проживает большое количество русских жителей – это излюбленное место для отдыха многочисленных туристов из России. Власти города не могли не обратить внимание на этот факт, и администрацией было принято решение создать парк, в традиционно бело-сине-красных цветах, с элементами российской культуры. Парк получился поистине красивым и уютным. На территории можно увидеть большой фонтан с колонной, верхушка которой украшена часами. Вокруг фонтана стоят удобные скамейки для отдыха, рядом посажены деревья, кустарники и цветы. Привлекают внимание красивые орнаменты на земле, которые выложены из белой и темной гальки. Они настолько оригинально выглядят, что мимо них невозможно пройти не остановившись. Изюминкой парка является композиция из восьми оригинальных матрешек, а также пасхальные яйца в специально изготовленной корзинке и чашка, в которую из турки наливается кофе. Есть здесь также кафе с открытой площадкой под навесом, где можно спрятаться от палящего летнего солнца, наслаждаясь прохладой фонтана и благоуханием цветов.