Большой канал.
Для бесчисленных гостей Венеции Большой канал всегда остается зрелищем поистине волшебным, когда бы ни смотреть на него – жарким летом, когда по нему плывут тысячи туристов на прогулочных катерах, называемых здесь вапоретто, или серым пасмурным зимним утром, когда его застилает пришедший с лагун туман. Чарам Венеции вообще почти невозможно противостоять. Куда ни глянь – отовсюду на тебя смотрят величественные и прекрасные дворцы, образуя причудливый и таинственный мир, где отрешенное изящество готики соседствует с пышным роскошеством барокко. И почти повсюду плещет вода, омывая цоколи зданий, отражая в себе архитектурные красоты и вовлекая все и вся в поток бесконечного движения своих улиц-каналов.
Большой канал – самый длинный водный путь Венеции, протянувшийся на расстоянии около 4 км через весь город. Образуя один из главных водных коридоров города, он начинается от железнодорожного вокзала Ферровиа, делает большой извилистый поворот через центральную часть Венеции и заканчивается около канала Сан Марко на площади Сан Марко. По берегам Большого канала расположилось огромное количество палаццо, церквей и самых прекрасных зданий города 14-18 веков. Построенный в XV веке Золотой дом – видимо, все же самый знаменитый дворец на Большом канале. Его здание являет собой первоклассный образец венецианской готики (сейчас в нем размещается художественная галерея); после проводившейся в течение ряда лет тщательной реставрации Золотой дом вновь открыт для посещений. Совсем другой тип архитектуры запечатлен во дворце Дарио, фасады которого облицованы разноцветным мрамором. В своей книге "Камни Венеции" философ и теоретик искусства XIX века, английский писатель Джон Рескин называет это здание выдающимся образцом раннего венецианского Возрождения. В юго-восточном конце Большого канала расположена церковь Санта Мария делла Салуте. Ее создал зодчий Бальдассаре Лонгена в ознаменование избавления города от свирепой эпидемии чумы; строилась она с 1631 по 1682 год. 21 ноября каждого года выстроившиеся в ряд лодки образуют в этом месте импровизированный мост через канал, по которому паломники могут пройти в церковь на традиционный торжественный молебен. Великолепны также дворцы Фондако деи Турки (XIII век), Джустиниани (XV век), палаццо Редзонико (XVII-XVIII век) и Ка да Мосто (XIII век). Во многих самых крупных зданиях сейчас находятся международные банки, администрация города и университетские здания.
Соборная площадь.
Центральная площадь Милана Пьяцца Дель Дуомо (Соборная площадь) по праву считается одой из красивейших площадей мира. Более семи столетий Пьяцца Дель Дуомо является религиозным, коммерческим и культурным центром Милана. Центром городской жизни площадь становится еще в средние века. В 1330 году по замыслу Аццоне Висконти, правителя Милана, вокруг двух главных церквей города того времени – Базилики Санта Мария Маджоре и Базилики Санта Текла, должна была быть построена площадь Пьяцца дель Аренго, которая станет главной площадью Милана. В 1387 году начинается строительство собора Дуомо. Для расширения площади пред ним, с разрешения папы Пия II, были снесены Баптистерий Сан-Джованни, Базилики Санта-Мария-Маджоре и Санта Текла. Во второй половине XVIII века на площади было возведено здание Королевского дворца по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини, одновременно была построена рыночная площадь, примыкавшая к Пьяцца Дель Дуомо. В 1859 году, когда строительство Собора Дуомо было практически завершено, власти Милана приняли решение о создании большой площади перед Собором. Был объявлен конкурс на лучший проект Соборной площади, в котором приняли участие 176 архитекторов. Городской совет выбрал проект Джузеппе Менгони, согласно которому по периметру квадрата площади, для сглаживания подавляющего доминирования огромного Собора Дуомо, должны были быть построены здания Галереи Витторио Эммануэле II со стеклянными сводчатыми аркадами, Триумфальная арка, два Палаццо дей Портичи. Строительство площади длилось 12 лет, временами из-за отсутствия финансирования, реализация проекта была под угрозой. Трагическое событие связано с историей площади – на ней погиб ее создатель, архитектор Джузеппе Менгони, упав со строительных лесов во время курирования объекта. Площадь достраивалась, не отклоняясь от первоначального проекта. В 1896 году в центре Пьяцца Дель Дуомо был установлен конный памятник первому королю объединенной Италии Витторио Эммануэле II. В настоящее время Пьяцца Дель Дуомо, площадью 17 000 квадратных метров, является местом проведения культурных и спортивных мероприятий, концертов, митингов и просто местом отдыха горожан и гостей Милана.
Пизанская башня.
Знаменитая «падающая» башня – это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения (баптистерия) и кладбища.
Если бы башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Вскоре, после начала строительства в 1173 году, фундамент Пизанской башни положили неровно. Строительство было остановлено и возобновлено только спустя 100 лет. Только потом стало ясно видно, что Пизанская башня «падает» наклонившись к югу. С того времени, как начались постоянные измерения башни в 1911 году, было зафиксировано, что вершина наклоняется на 1,2 миллиметра в год. На сегодняшний день, вершина Пизанской башни наклонена на 5,3 м от центра. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. Но поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 1173 год. Архитекторами башни были Боннано Пизано и Вильгельм фон Иннсбрук, но им обоим не суждено было увидеть окончательное завершение своего замысла. Кстати, до второй половины XIV столетия башня оставалась без увенчивающей ее звонницы. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
Знаменитый соборный ансамбль в Пизе – шедевр средневековой итальянской архитектуры. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых – гробница германского императора Генриха VII.
Реставрация и укрепление башни была закончена в июне 2001 года. Строители дали гарантию знаменитому строению на 300 лет. Архитекторы и ученые не теряют надежд спасти это бесценное произведение искусства. Предлагалось множество проектов, среди которых было предложение закрыть всю башню стеклянным куполом. Но проект не удался. Сейчас фундамент башни укрепляют бетонными блоками, подходить к башне строго воспрещается.
Колизей.
Самая знаменитая достопримечательность Италии – хорошо сохранившийся Римский амфитеатр Колизей. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке. Он был рассчитан на 23 000 чел. Строительство массивного и величественного Колизея началось императором Веспасиана из рода Флавиев в 72 г. н.э. Он был открыт через 8 лет с программой игр и представлений, длящихся 100 дней. Гладиаторские бои здесь прекратились в 6-ом веке. Колизей впоследствии служил римлянам каменоломней, из мраморных плит и других материалов которого строились церкви и дворцы эпохи Возрождения. В руины Колизей стал превращаться VIII веке (гладиаторские бои к тому времени здесь не проводились уже около 4 столетий), когда один кардинал, племянник Папы, использовал камень Колизея для постройки собственного дворца. К счастью, Павел III ограничил деятельность племянника по разбору памятника Античности на стройматериалы 12 часами. Папы эпохи Возрождения были менее милостивы к Колизею. Лишь в XVIII столетии его стали охранять и сохранять. Современные власти Италии проводят в амфитеатре масштабные реставрационные работы, мечтая со временем превратить его в театральную сцену. Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне.
Фонтан Треви.
Самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м. Этот фонтан в стиле барокко был построен в 1732-1762 годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду палаццо Поли, принадлежавшего, в частности, Зинаиде Волконской.
Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, и поэтому фонтан кажется еще грандиознее. Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Нептун, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и морские коньки. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними – барельефы. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, и акведук, так же как и источник, получил название Acqua Vergine.
Существует поверье, что человек, бросивший в него монетку, приедет в Рим еще раз. Две монеты – любовная встреча. Три – свадьба. Денежная сумма, которую ежегодно вылавливают коммунальные службы за год, достигает 700 000 евро. Неофициальные приметы: четыре монеты – богатство. Пять монет – к разлуке.
Фонтан Треви был запечатлен во многих фильмах. Это мелодрама "Римские Каникулы" с Одри Хепберн и Грегори Пеком, картина Федерико Феллини "Сладкая жизнь", где фонтан стал третьим главным героем наряду с Анитой Экберг и Марчелло Мастроянни, и комедия "Безумно влюбленный" с Орнеллой Мути и Адриано Челентано.
Пантеон.
Один из самых впечатляющих зданий древнего Рима. Император Адриан спроектировал и построил его в начале 2-ого столетия на месте прежнего храма, поврежденного пожаром. Самая поразительная вещь в Пантеоне – не его размеры, хотя они, без сомнения, производят впечатление, скорее это замечательная гармония здания. Высота купола Пантеона равна его диаметру. Отверстие в потолке символизирует всевидящий глаз небес. На практике, оно освещает здание и облегчает тяжелые каменные потолки. Оригинальные бронзовые двери сооружения прожили более 1800-от лет, веками дольше, чем роскошное золотое украшение интерьера, разграбленное императорами и римскими папами. Пантеон – это место, где были захоронены первые итальянские короли, а также гениальный живописец и архитектор Рафаэль.