Сиань

Сиань находится в долине реки Вэйхе и является административным центром провинции Шеньси. Общая площадь — 9983 кв. км, население — 6,94 млн. человек. В Северо-западном регионе Китая, Сиань  - один из самых больших городов. История города насчитывает более 3000 лет. На протяжении 11-ти веков этот город являлся императорской столицей 11 династий. Сегодня этот административный центр является современным индустриальным городом, известный авиационной и текстильной промышленностью, университетами и научно-исследовательскими институтами.
6000 лет назад здесь возникло первое население людей, и на протяжении 20-ти веков Сиань был свидетелем зарождения, расцвета и падения по меньшей мере пяти императорских династий и три раза был столицей империи - Сяньан «Xianyang», столица империи Цинь и империи Хань, и Чанъань «Chang'an», столица империи Суй и империи Тан. Если Сяньан располагался к северу от современного Сианя, то столица империи Хань и ее преемница - великолепная Чанъань - стояли как раз там, где впоследствии возник нынешний город. Город имеет строго геометрическую планировку, улицы пересекаются друг с другом под прямым углом, деля Сиань на 108 кварталов, где жили горожане одинакового состояния или рода занятий. Весь город был обнесен земляной насыпью и огорожен воротами. Рядом с Восточными и Западными воротами находились рынки, а на севере возвышался дворец, отделенный от жилых кварталов особой стеной.
Сиань стал началом и концом Великого шелкового пути. Связанный с системой Великого китайского канала специально прорытыми каналами, город получил выход к морю и стал центром международной торговли. В наше время Сиань - одно из самых привлекательных для туристов мест в Китае, во многом, благодаря известной достопримечательности Терракотовой Армии, на одной из восточных окраин города.  Современная политика в отношении города - превратить его в мощный торгово-промышленный центр «в центре страны», в противовес бурно растущим гигантам побережья. Для туристов же город Сиань надолго останется неповторимым из всех китайских городов - городом-музеем под открытым небом. Сиань держит пальму в Поднебесной по численности и значимости памятников культурного и исторического наследия.
Музей терракотовых статуй коней и воинов (Терракотовая Армия). Терракотовые статуи коней и воинов потрясли весь мир своим величием и выдающимся искусством. Они занесены ЮНЕСКО в Список мирового культурного наследия и признаны восьмым чудом мира. Терракотовые статуи коней и воинов являются сокровищницей древнего искусства Китая и представляют собой прекрасное воплощение реалистического искусства Циньской эпохи. Все эти статуи большие, с хорошими пропорциями, выразительные, ни одна из них не повторяется. 
1974 года, летом во время земляных работ в провинции Шэньси была обнаружена 2-метровая глиняная статуя человека с копьем в руках. Старинная прическа в виде узла на темени, но более всего бронзовый наконечник копья позволяли отнести фигуру к глубокой древности. Однако археологи вначале не связали находку с близлежащим могильным холмом – гробницей императора Цинь Шихуанди. К началу осени ученые смогли объявить о невероятном событии: в поле, лежащем к востоку от кургана, хоронились шесть тысяч глиняных солдат, созданных при жизни Цинь Шихуанди.
Согласно преданию, император не хотел отказываться от трона и после смерти. Для поддержания порядка в государстве, не важно, земном или небесном, необходимо войско, поэтому он дал приказ вылепить глиняных солдат, надеясь, что в них переселятся души настоящих. Раньше цари забирали в могилу живых солдат, но в эпоху Цинь убить целую армию не отважился даже такой сильный владыка, как Шихуанди. В то время человеческие жертвы  могли привести к восстанию, то есть угрожали существованию империи и были опасны для самого правителя. Единственным выходом стала идея воспроизведения солдат, чему благоприятствовал высокий уровень скульптурного мастерства.
Художники работали с натурой и в качестве моделей выступали живые люди, вероятнее всего воины императорской гвардии. Тот факт, что каждая фигура является портретом реального человека, доказывают различия в чертах и выражения лиц, а также антропологические особенности. 
Как стало известно позже, императора сопровождали в мир иной не шесть, как предполагалось ранее, а восемь тысяч глиняных солдат, вылепленных с рост человека. Руки построенных в боевом порядке статуй были сделаны из дерева, фигуры облачены в шелк. Время превратило нежные материалы в прах, но ученые смогли исследовать фрагменты. Ни один из воинов не походил на другого; все они различались выражением лиц – задумчивые, спокойные, строгие, суровые. 
Предназначенные для подземных сражений, глиняные телохранители Шихуанди имели при себе мерные чашки для зерна, бронзовые монеты, трехгранные наконечники для стрел, все вещи, необходимые в походе. Их копья, мечи, луки, как и бронзовая упряжь коней, были не скульптурой, а настоящим боевым оружием: археологи ранили руки, касаясь острых лезвий мечей. Фигуры пехотинцев располагались стройными колоннами в огромном склепе.
Внешний вид и дальнейший анализ скульптуры подтвердили догадки о технике ее изготовления. Символические воины Цинь Шихуанди сделаны из терракоты – материала, распространившегося по миру благодаря итальянским гончарам. Термин «terra cotta» включает в себя два понятия: «земля», «глина» (terra) и «обжиг» (cotta). В искусстве данный материал применяют для обозначения предметов из желтой или неглазурованной глины, прошедшей обжиг в специальной печи. В готовом виде такие вещи имеют характерный, иначе называемый терракотовым, оттенок, соединявший в себе розовый, оранжевый и светло-коричневый цвета. Изначально все статуи сияли яркими красками. Однако долгая служба не прошла бесследно: краски исчезли, хотя и открыли естественную красоту материала.
Через 2000 лет после смерти императора его глиняные воины стали достоянием мирового искусства, заняв почетное место в музее. Открытие терракотовой армии превратило провинциальный Сиань в популярный исторический центр. В настоящее время Терракотовая армия Цинь Шихуанди признается самым посещаемым музеем Китая. Сюда ежегодно прибывают до 1 млн. туристов, и большинство из них являются жителями бывшей Поднебесной империи.

Большая Пагода Диких гусей храма Дацыэнь. Храм был возведен в двадцать втором году правления императора Тайцзун Чжэньгуаня (648 г). Семиярусная кирпичная пагода построена в виде терема. Ее высота составляет 64,7 м, основание квадратной формы, стиль строгий и торжественный. Внутри есть уникальные стелы, вырезанные на камне рисунки Танской эпохи, останки основателя буддизма и статуя Будды из червонного золота. Пагода содержит богатую буддийскую культуру и представляет высокую ценность.
Императорская могила Циньшихуана расположена в северных предгорьях гор Лишань и является исторически крупным императорским захоронением. Могила прославилась на весь мир огромным курганом, богатством погребальных предметов и загадочным содержанием. Скульптуры выполнены в натуральную величину и представляют собой настоящее произведение искусства. Каждый воин, пеший или конный, лучник или военачальник имеет особую позу, выражение лица, боевую одежду или латы. В одном из раскопов были найдены  две бронзовые колесницы с лошадьми и возницей. Некоторые детали покрыты серебром и золотом, а изнутри повозки были обшиты щелком. В 1961 году могила признана государственным памятником, подлежащим особой охране, в 1987 году занесен ЮНЕСКО в Список мирового культурного наследия.
Дворец Афангун - единственный и самый знаменитый в истории Китая дворцовый ансамбль, был возведен в 212 году до н.э., в 1995 году был заново построен на старом месте. В новом дворце построены имевшиеся прежде во дворце Афангун Передний зал, дворец Ланьчи, дворцовые палаты шести стран, галерея, лежачий мост, ворота «Удара камнем», терраса, и алтарь. Вид дворца величественный и роскошный.
Большая мечеть и Лес Стел. Постройка большой мечети была в первый год правления танского императора Сюаньцзун Тяньбао, то есть более 12-ти веков назад, занимает площадь 13000 кв. м, строительная площадь 6000 кв. м. Весь ансамбль вытянулся прямоугольником с востока на запад, состоит из четырех дворов. Главный зал во время службы вмещает свыше 1000 человек. 
Возле Южных ворот на территории бывшего конфуцианского храма находится Музей Стел – настоящая сокровищница китайского каллиграфического искусства. Здесь собраны более 2300 надгробных стел, на многих из которых высечены классические конфуцианские тексты.
Минская городская стена самая крупная и лучше всех сохранилась. Она была возведена в 1374—1379 гг. Построена в форме прямоугольника, с востока на запад она длиннее, чем с юга на север, длина в окружности 13,74 км, высота стены 12 м, ширина наверху 12—14 м, толщина в основании 15—18 м, на всех четырех сторонах имеются ворота, защищающие ворота стены, городские башни, стрелковые башни, шлюзные башни и подвесные мосты. В округе стены находится защитный канал.
Великолепный комплекс с термальными источниками Хуаиин находится неподалёку от места находки терракотовой армии , примерно в 30 км к востоку от Сиани. Пруды, купальни и садовые павильоны восстановлены во всем блеске их величия во времена династии Тан, когда здесь находился один из любимых императорских курортов. В 1936 г. здесь произошел знаменитый «сианьский инцидент», когда националистический лидер Чан Кайши был задержан своими генералами до тех пор, пока не дал соглашения вступить в союз с коммунистами против японских захватчиков.
Лишаньский лесопарк известен еще с давних времен своими живописными местами. В эпоху династий Чжоу, Цинь, Хань и Тан это место было императорским садом. Здесь не только красивая природа, но и много исторических памятников: сигнальная вышка, зал патриарха, зал Матери, беседка вечерней зари и Кувыркание перепелятника. Площадь сада Чуньсяо занимает 40тыс.кв.м. Здесь находятся естественные горы и река, естественный рельеф, ручейки и водопады. Все здесь создано природой. В саду растут 17 тыс. деревьев. Основные зоны: Гуаньши, Каменный фонарь, долина Птичьего пения, Умасяньхуань, Каменный Будда, отмель Белый Камень, источник Цзиньсе, беседка Люлан и Бамбуковый павильон.
В городе находится Шэньсийский музей в южной части, занимающий вместе с парком огромную территорию. В архитектуре и планировке музея воплощены современность и традиции китайского зодчества. Это прекрасное место для изучения многовековой истории Китая, в залах музея представлены тысячи экспонатов от эпохи неолита до эпохи Цинн.

Подписка на Сиань